Жизнь продолжается…
22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2012

Этого человека знаю давно. Еще во время работы в многотиражной газете химзавода не раз приходилось с ним встречаться. С тех пор минул не один год, но внешне он мало изменился. Такой же по-юношески подтянутый, пожалуй, только седины добавилось. И когда мне в Городском совете ветеранов сказали, что 26 ноября у Павла Владимировича и Александры Егоровны Ткаченко золотой юбилей совместной жизни, как-то не особенно верилось. Еще больше удивился, когда Павел Владимирович в самом начале нашей беседы обмолвился, что он помнит войну, вместе с мамой и двумя братьями жил на оккупированной фашистами территории…
Стараясь сгладить некоторое мое замешательство, П. В. Ткаченко засмеялся и произнес с улыбкой:
- Ничего в том удивительного нет, у меня и трудовой стаж 52 года. Почти 20 лет начальником цеха № 39 «Алтайхимпрома» проработал.
И он начал рассказывать о своем жизненном пути. Семья жила в европейской части Советского Союза недалеко от Белгорода в сельской местности. Их деревня дважды оказывалась в оккупации. Трехлетний мальчишка стал свидетелем Курской битвы. Понятно, что ее главные сражения проходили несколько в стороне, но раскаты боев доносились и до их деревни. В течение нескольких дней солнца не видели. В воздухе дым, пыль, запах гари.
Шли бои и рядом с деревней. Когда немцев прогнали, в поле застыли сгоревшие немецкие и советские танки. Мальчишки играли потом около некогда грозных боевых машин. Прямо в огороде за домом, где жила семья Ткаченко, немцы зарыли в землю танк. Понятно, он стрелял по наступающим. Те вели ответный огонь и даже обращались за помощью к авиации.
- Хорошо помню, - продолжал Павел Владимирович, - как однажды нас сильно бомбили. Многие жители прятались в большом подвале, который был рядом с нашим домом. Так вот после взрыва авиабомбы у нас дверь даже вырвало, хотя ее пытались удержать несколько еще достаточно крепких стариков.
Хорошо отложились в детской памяти взаимоотношения с немцами.
- Разные они были, - вспоминает П. В. Ткаченко, - после прихода в деревне не осталось живности, все съели фашисты. Мама ухитрилась спрятать курицу. Посадила ее в плетеную корзину. И вот как-то немецкий солдат услышал кудахтанье. Неизвестно, чем бы все закончилось, но во двор на крики зашел офицер. Поняв, в чем дело, отхлестал перчатками по лицу любителя курятины, и прогнал, что-то сказав ему по-немецки. Больше того солдата мы не видели. После этого он улыбнулся и тоже ушел.
В другой раз помню, как солдат - повар полевой кухни, что остановилась в нашем дворе, позвал нас со старшим братом и протянул хлеб, намазанный маслом…
После войны он, еще совсем мальчишка, помогал восстанавливать колхоз, работал на току, учился в школе. Способный ученик легко осваивал школьную программу. Семилетку окончил на одни пятерки и решил учиться дальше. Через время он уже был зачислен после успешной сдачи вступительных экзаменов в геологоразведовательный техникум. Незаметно пролетела учеба, и вот на руках направление на работу в Смоленскую область. Три осенних месяца вместе с друзьями по техникума провел в поле. Вспоминает о том сегодня с улыбкой, но тогда было не до смеха. Все время не то чтобы не спали в человеческих условиях, помыться было негде. Тогда и возникло желание пойти в армию.
Вместе с друзьями он вскоре оказался в Подмосковье в одной из авиационных частей. О службе вспоминает с большим удовольствием. Было по-настоящему интересно, ни о какой дедовщине тогда и не слышали. Наоборот старослужащие старались поддержать новобранцев. А разве забудешь встречу с Ю.А.Гагариным, а затем и Г.С.Титовым…
Желание продолжить учебу в институте реализовать не удалось. Тогда он вспомнил о своей специальности и получил направление на работу в Кемеровскую область. Старался делать все на совесть, творчески, работал в различных экспедициях на Салаирском кряже, занимался поиском воды, столь необходимой для золотодобычи. Там же встретил свою Александру Егоровну, которая работала на почте, а познакомились они в клубе на танцах. Больше полвека с тех пор прошло.
В Кемеровской же области у супругов родились 3 девочки. А приездом в Яровое Павел Владимирович обязан своей профессии. Их экспедиция получила задание на проведение изыскательских работ с целью увеличения водоснабжения завода и поселка, которые росли и развивались.
Здесь он познакомился с директором А.В.Фомичевым, главным энергетиков А. А. Антоновым, энергичным его замом Ф.И.Резником и многими другими специалистами. Кончилось тем, что ему предложили заниматься эксплуатацией водоснабжения.
Александра Егоровна, которая также работала в геологической экспедиции, перешла на завод и работала здесь в цехах № 39, № 53, автобазе до ухода на заслуженный отдых.
Глава семьи вначале был старшим мастером, а затем начальником цеха. Сказать, что все складывалось просто, будет неправильным. Цех, который он возглавил, не входил в число лучших. Дисциплина подводила.
И в геологии он не терпел беспорядка и здесь поступал так же. Пьяниц и лодырей, несмотря на протесты общественных организаций, призывавших к воспитанию взрослых мужиков, повыгоняли. Попасть в цех стало престижным. Изменились здесь условия труда, само отношение к цеху. Разумеется не один П.В.Ткаченко добился этого, вместе с единомышленниками В. И. Сивцовым, В. Виноградовым, А. Ларкиным, Н. Таранушенко, О. Андреевым и многими другими, которые дорожили рабочей честью…
- Жизнь пронеслась стремительно, - заметил во время разговора мой собеседник, - мы с Александрой Егоровной и не заметили, как пенсионный возраст подкрался, дети выросли. У нас 3 дочери, четверо внуков и одна правнучка. И это здорово, значит, жизнь продолжается…


Александр КРИВОНОЖКО
Пользователь: infocentr


Понравилось? Поделись с друзьями в один клик.

Поиск на сайте

Разное




Афиша

Статистика

Новичек: RobertKNoms
Всего пользователей: 16130 чел.
Сегодня были:
 
© ИП Резник, 2014 Написать администратору Рейтинг@Mail.ru